«Железнодорожная звезда» основал Бежицу.
Однажды инженер Виктор Голубев предложил купцу Петру Губонину построить рельсопрокатный завод. «Не идёт у нас, в России, металлическое дело-то», - ответил тот, но подумал, что слух о его отказе участвовать в развитии отечественной промышленности может дойти до императора и…дал согласие.
Пётр Губонин родился в 1828 году крепостным крестьянином. С пяти лет он начал помогать своему деду, каменных дел мастеру, и со временем сам овладел этим ремеслом. Когда Петру исполнилось 17 лет, дед отвёз его в Москву к своему родственнику Яковлеву. Тот содержал несколько артелей каменщиков. Вскоре молодой каменщик стал распорядителем артелей. К 23 годам он дорос до подрядчика. В 1864 году Губонин вместе с инженером Садовским добился подряда на возведение каменных мостов Московско-Курской железной дороги. С 1866 года Губонин построил Орловско-Витебскую, Балтийскую, Грязе-Царицынскую и другие железные дороги. В итоге Пётр Губонин родился крепостным крестьянином и стал дворянином.
В 1865 году в Министерстве путей сообщения обсуждался проект строительства железной дороги от Орла до Витебска. Губонин знал, что дорога должна пройти через брянские леса, и потому поторопился скупить лес в полосе отчуждения между реками Болва и Ветьма. Можно вообразить какую выгоду Губонин получил, когда в 1865 году он скупил лес между этими реками. В то время стоимость леса на корню составляла около 1 рубля 60 копеек за кубическую сажень (примерно 10 м3), а продажная цена дров в Брянске – 18,5 рублей, в Москве – 48 рублей. Себестоимость одной шпалы обходилась Губонину в 30-32 копейки, а продажная её цена была равна одному рублю. Кстати говоря, пни тоже не пропали даром: Губонин продал их смолокурам.
Ещё не кончился январь 1866 года, а на трассе будущей дороги уже начали работать лесорубы. Из хвойного леса здесь же вручную выпиливали шпалы, а лиственный лес и отходы сосны разделывали на дрова. К концу лета трассу полностью освободили от леса.
В 1867 году закипела работа по организации строительства. Всю трассу разделили на четыре участка: Орёл-Брянск, Брянск-Рославль, Рославль-Смоленск, Смоленск-Витебск. С наступлением тёплых майских дней вышли на трассу десятки артелей крестьян-землекопов. Самыми простыми орудиями труда (лопатой и тачкой), работая от зари до зари, возводили они земляное полотно будущей железной дороги. Почти 16 миллионов тонн земли надо было вынуть и перевезти на середину трассы. Жили люди прямо у места строительства, в дощатых шалашах, обогревались у костров, спали на земле, на подстилках из еловых лап и веток. Многих трепала малярия, но работа продолжалась и днём и ночью. В 1868 году железная дорога была построена.
В начале 1871 года инженер Виктор Голубев занял место управляющего Орловско-Витебской железной дороги, а через несколько месяцев предложил Губонину составить товарищество на паях и построить рельсопрокатный завод. После некоторых колебаний, о которых говорилось выше, купец дал согласие и вложил в дело 200 тысяч рублей.
Когда проект завода, составленный Голубевым, был готов, Губонин купил у помещика Львова его земли у слияния Болвы с Десной. Там и решено было начать работу.
В июле 1873 года вышло высочайшее повеление «разрешить статскому советнику Губонину и коллежскому асессору Голубеву учредить общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода».
Создание завода привлекло внимание не только бывших строителей Орловско-Витебской железной дороги, но и крестьян окрестных сёл Орловской, Смоленской, Калужской, Могилёвской и Минской губерний. На стройку приходили также рабочие с разорившихся Мальцовских заводов. Возникло заводское поселение, названное именем Губонина.
Сам Губонин старался ни в чём не упустить своей выгоды: именно он продавал заводу пиломатериал, тем более что его лесопилки располагались недалеко.
В 1874 году Губонин продал заводу 3036 десятков земли (3309 гектар) на левом берегу Десны, на которой и разместилась потом Бежица.
В апреле того же года он получил подряды на строительство Оренбургской и Уральской железных дорог. Губонин с головой окунулся в это предприятие, но понёс лишь убытки, которые составили более пяти миллионов рублей.
Эта неудача так сильно потрясла его, что он перестал интересоваться и Брянским заводом, а вскоре вообще сбыл акции Брянского акционерного общества.
В 2004 году на БМЗ побывал геодезист из Новосибирска Пётр Николаевич Губонин – потомок купца П.И. Губонина. Пётр Николаевич не связан напрямую со своим знаменитым предком, он – правнук его двоюродного брата. Пётр Николаевич передал заводскому музею копии некоторых документов и фотографий.
& по материалам «Брянского региона»
Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:
Тип материала | Описание |
Подшивка (страница книги) | Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку». |
Бизнес-карточка | Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже. |
Простое объявление | Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев. |
Автомобильное объявление | Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца. |
Объявление-резюме | Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год. |
Объявление-вакансия | Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев. |
Обсуждение (тема форума) | Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей. |
Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.