«Железнодорожная звезда» основал Бежицу.

 

Однажды инженер Виктор Голубев предложил купцу Петру Губонину построить рельсопрокатный завод. «Не идёт у нас, в России, металлическое дело-то», - ответил тот, но подумал, что слух о его отказе участвовать в развитии отечественной промышленности может дойти до императора и…дал согласие.

 

      Пётр Губонин родился в 1828 году крепостным крестьянином. С пяти лет он начал помогать своему деду, каменных дел мастеру, и со временем сам овладел этим ремеслом. Когда Петру исполнилось 17 лет, дед отвёз его в Москву к своему родственнику Яковлеву. Тот содержал несколько артелей каменщиков. Вскоре молодой каменщик стал распорядителем артелей. К 23 годам он дорос до подрядчика. В 1864 году Губонин вместе с инженером Садовским добился подряда на возведение каменных мостов Московско-Курской железной дороги. С 1866 года Губонин построил Орловско-Витебскую, Балтийскую, Грязе-Царицынскую и другие железные дороги. В итоге Пётр Губонин родился крепостным крестьянином и стал дворянином.

     В 1865 году в Министерстве путей сообщения обсуждался проект строительства железной дороги от Орла до Витебска. Губонин знал, что дорога должна пройти через брянские леса, и потому поторопился скупить лес в полосе отчуждения между реками Болва и Ветьма. Можно вообразить какую выгоду Губонин получил, когда в 1865 году он скупил лес между этими реками. В то время стоимость леса на корню составляла около 1  рубля 60 копеек за кубическую сажень (примерно 10 м3), а продажная цена дров в Брянске – 18,5 рублей, в Москве – 48 рублей. Себестоимость одной шпалы обходилась Губонину в 30-32 копейки, а продажная её цена была равна одному рублю. Кстати говоря, пни тоже не пропали даром: Губонин продал их смолокурам.

     Ещё не кончился январь 1866 года, а на трассе будущей дороги уже начали работать лесорубы. Из хвойного леса здесь же вручную выпиливали шпалы, а лиственный лес и отходы сосны разделывали на дрова. К концу лета трассу полностью освободили от леса.

     В 1867 году закипела работа по организации строительства. Всю трассу разделили на четыре участка: Орёл-Брянск, Брянск-Рославль, Рославль-Смоленск, Смоленск-Витебск. С наступлением тёплых майских дней вышли на трассу десятки артелей крестьян-землекопов. Самыми простыми орудиями труда (лопатой и тачкой), работая от зари до зари, возводили они земляное полотно будущей железной дороги. Почти 16 миллионов тонн земли надо было вынуть и перевезти на середину трассы. Жили люди прямо у места строительства, в дощатых шалашах, обогревались у костров, спали на земле, на подстилках из еловых лап и веток. Многих трепала малярия, но работа продолжалась и днём и ночью. В 1868 году железная дорога была построена.

     В начале 1871 года инженер Виктор Голубев занял место управляющего Орловско-Витебской железной дороги, а через несколько месяцев предложил Губонину составить товарищество на паях и построить рельсопрокатный завод. После некоторых колебаний, о которых говорилось выше, купец дал согласие и вложил в дело 200 тысяч рублей.

     Когда проект завода, составленный Голубевым, был готов, Губонин купил у помещика Львова его земли у слияния Болвы с Десной. Там и решено было начать работу.

     В июле 1873 года вышло высочайшее повеление «разрешить статскому советнику Губонину и коллежскому асессору Голубеву учредить общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода».

     Создание завода привлекло внимание не только бывших строителей Орловско-Витебской железной дороги, но и крестьян окрестных сёл Орловской, Смоленской, Калужской, Могилёвской и Минской губерний. На стройку приходили также рабочие с разорившихся Мальцовских заводов. Возникло заводское поселение, названное именем Губонина.

     Сам Губонин старался ни в чём не упустить своей выгоды: именно он продавал заводу пиломатериал, тем более что его лесопилки располагались недалеко.

     В 1874 году Губонин продал заводу 3036 десятков земли (3309 гектар) на левом берегу Десны, на которой и разместилась потом Бежица.

     В апреле того же года он получил подряды на строительство Оренбургской и Уральской железных дорог. Губонин с головой окунулся в это предприятие, но понёс лишь убытки, которые составили более пяти миллионов рублей.

     Эта неудача так сильно потрясла его, что он перестал интересоваться и Брянским заводом, а вскоре вообще сбыл акции Брянского акционерного общества.

     В 2004 году на БМЗ побывал геодезист из Новосибирска Пётр Николаевич Губонин – потомок купца П.И. Губонина. Пётр Николаевич не связан напрямую со своим знаменитым предком, он – правнук его двоюродного брата. Пётр Николаевич передал заводскому музею копии некоторых документов и фотографий.

 

& по материалам «Брянского региона»


Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.