Муниципальный транспорт в Брянске не сегодня-завтра может встать. Александр Чернов

«Российская газета», 18 марта 2008, вторник №57 (4614) Выпуск «Экономика ЦФО»


В год муниципальным транспортом перевозится более 89 миллионов человек, а протяженность автобусных и троллейбусных маршрутных сетей составляет 404 и 200 километров соответственно. При том, что в городе действует всего 32 автобусных и 15 троллейбусных маршрутов. Проведенное исследование показало, что почти везде по Брянску перевозка пассажиров в часы пик неудовлетворительная. На 14 городских маршрутах работают только по одному автобусу. Стоит ли удивляться, что интервал движения составляет до полутора часов...

Ветераны транспортного цеха

На начало года Брянск располагал 171-м автобусом большой вместимости. Казалось бы, не так уж и мало — но все познается в сравнении: пять лет назад по городу курсировал 281 муниципальный автобус.

Но дело не только в количестве. Большинство брянских автобусов требуют срочной замены. Впрочем, «живучесть» некоторых из них впечатляет. Лет десять назад при посредничестве областных властей в Швеции были закуплены «гармошки» Volvo, казавшиеся на тот момент чудом инженерной мысли. И только потом выяснилось, что они представляли собой на самом деле: эти машины практически полностью выработали свой ресурс. В Брянске они еще «на ходу», несмотря на почтенный возраст.

Автобусов советского производства — ЛИАЗов и ЛАЗов старых модификаций — в городе также в избытке. Как и двадцатилетних «Икарусов». И те и другие сыплются буквально на глазах, но запчастей для них днем с огнем не сыщешь: почти нигде их уже не используют. Как следствие, говоря чиновничьим языком, «ежедневный недовыпуск на маршруты составляет до 8 автобусов». Количество сорванных рейсов в прошлом году превысило 48 тысяч — более 13 процентов от запланированных. Это вылилось в огромные убытки — почти 32 миллиона рублей. Но за неимением лучшего отказаться от старья брянские транспортники не могут. Хотя они и вынуждены ежегодно закладывать в бюджет в среднем по 25 миллионов рублей на запасные агрегаты, узлы и капитальный ремонт.

— Новые автобусы выпускаются с высокотехнологичными двигателями «Евро-3», — поясняет Александр Андросенко, директор МУП «Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП)». — Расход топлива у них 32 литра, а у старых машин — под шестьдесят. Разница в 28 литров дает годовую экономию почти в 5 миллионов рублей. Часть из этих средств можно было бы пустить на восстановление подлежащих списанию машин: их у нас 52 процента от общего количества — 88 автобусов.

И это те самые машины, которые уже не смогут соответствовать требованиям правительства РФ о максимальном сроке безопасной эксплуатации общественного транспорта — сейчас он составляет 7 лет.

Когда Александр Андросенко говорит о возможности восстановить то или иное количество «умерших» машин, в его голосе слышны сильные нотки скепсиса: чтобы реанимировать хотя бы один автобус, требуется немаленькая сумма — порядка 450 тысяч рублей. Да и проблемы это не решает.

В одном из документов горадминистрации, предназначенном для служебного пользования, говорится, что «изменение ситуации в пассажирском транспорте, обеспечивающем жизнедеятельность областного центра, возможно путём единовременного приобретения значительного количества нового подвижного состава, который, в свою очередь, необходимо направить на развитие новой маршрутной сети». Но работа в муниципальном предприятии обязывает директора Андросенко не сильно расходиться во мнениях с городским руководством.

— Транспортники планируют списать в этом году 15-17 машин, — сообщил на сессии депутатам горсовета глава Брянска Игорь Алехин. — Но нам надо понять, сколько из этих автобусов можно восстановить для продления их эксплуатации. Когда пропускная способность брянских дорог становится все хуже, ситуацию могут поправить не маршрутки, а только большой муниципальный транспорт. Поэтому его надо как можно больше вывести на дороги.

Денег, точнее муниципальных гарантий для этого, городские власти не жалеют. Если с 1991 по 2000 годы Брянск вообще не приобрел ни одного автобуса, то в последние годы было закуплено около двух десятков новых машин. Все в кредит. Нынче история повторится: поручившись за автотранспортное предприятие, горсовет позволил ему дополнительно взять в долг 75 миллионов рублей. Из них на закупку автобусов пойдет только 63 миллиона, остальные (а это условно еще три-четыре автобуса) — на погашение банковских процентов. Кроме того, всю ответственность за будущие и неминуемые последствия возложили на руководителя муниципального ПАТП. Правильно это или нет — открыто не обсуждается: просто, иного способа профинансировать закупку нового транспорта брянские власти пока не видят, несмотря на рост городского бюджета.

Сами с усами

Несколько лучше обстоят дела с троллейбусами — их на 1 января насчитывалось 175. Сокращение их количества хоть и небольшое (за пятилетку всего-то пять машин), но... 82 процента из них давно требуют срочной замены — «в связи со стопроцентным амортизационным износом». Предельные сроки эксплуатации на многих участках выработали также кабельная и контактная сети.

По городу до сих пор ездит троллейбус, километраж которого уже дважды перекрыл протяженность экватора. В начале века прежнее руководство троллейбусного управления даже справляло «старичку» неформальный, 20-летний юбилей. Но сделано это было с одной-един-ственной целью - привлечь внимание властей к катастрофическому состоянию городского транспорта. С тех пор оно стало еще хуже, хотя, собственно, куда уж хуже. Тем не менее, только за два предыдущих года было зафиксировано 1211 случаев «возврата троллейбусов с линии по технической неисправности» и 7644 машино-часов их простоя — опять же, по той же самой причине. Цифры, не требующие дополнительных комментариев.

Выход из положения городские власти предлагают традиционный: банковские кредиты под муниципальные гарантии на покупку новых машин. Речь идет о нескольких десятках миллионов рублей. Наравне с ними немалую сумму — более 80 миллионов рублей — планируется выделить из городского бюджета. Однако намерение чиновников раскритиковал директор МУП «Брянское троллейбусное управление» Виталий Носач, направивший в горсовет соответствующую служебную записку. По его мнению, «единовременное приобретение большой партии нового подвижного состава не позволит резко увеличить выпуск троллейбусов на маршруты, а тем более расширить транспортную сеть города». Аргументы — отток с предприятия водителей, недовольных низким уровнем оплаты каторжного труда, и длительный по времени процесс подготовки новых кадров.

Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.