Когда слово стало Богом

Храм издавна был домом языка и залогом ее сохранения и чистоты. Язык богослужения не может быть вульгарной и настежь открытой для интервенции новых слов. И одновременно она должна быть понятной верующим. С этого началась и Реформация в Европе: по переводу Библии на национальные языки, что приблизило людей к осознанию сакральности языка. Речь бывших язычников, обладает магическими свойствами, стала средством понимания с Единым Богом. А поскольку монарх является Божьим помазанником, то новый язык Священного Писания закрепляется в законодательстве и государственных документах. В краях колонизированных национальная церковь долгое время была единственным гарантом сохранения языка. Униатская или греко-католическая церковь в Галиции была вынужденным шагом для сохранения национальной идентичности. Иезуиты не признавали этого компромисса, но церковь выстояла (вплоть до 1946 года, когда уния была разорвана), оставаясь при этом действительно национальной. Как, впрочем, и сейчас. Возникновение обществ «Просвита» инициировали священники. Итак, роль религии в предоставлении языке сакрального статуса и борьбы за ее сохранение никак нельзя преуменьшать.

С появлением книгопечатания на национальных языках постепенно язык находит для себя еще один дом - Дом культуры. С этим было сложнее. Литературу высокого стиля долго творили латыни. В музыке господствовала итальянская речь. Польская шляхта считала большим шиком в разговоре и переписке применять латинские слова и создала некий забавный макаронические стиль. Немецкие аристократы разговаривали на французском, как и русские дворяне. Украинская светская элита говорила или польском, русском. Еще во времена Гете к немецкому языку относились пренебрежительно, называя ее «лошадиной». Оперы Моцарта, написанные на либретто на немецком языке, вызвали возмущение в 18 в. Языком культуры некоторые европейские языки становятся даже во второй половине XIX века, в основном это славянские языки. В глобализирующемся мире, вопросы национальной самоидентификации возникает на первом месте. Каждый народ вынужден это делать: одни, чтобы не потерять самобытность, другие, чтобы положить конец колонизации. В Украине это надо было делать сразу с обретением независимости. Камень, который отвергли строители, должен стать краеугольным для государства. Но не стал. Дешевая колбаса была важнее, хотя ее так и не получили. Поэтому не стоит кричать сейчас о спекуляции относительно языкового вопроса, потому гуманитарный кризис в стократ опаснее экономическую.
Журнал профиль


Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.