
МОНАСТЫРЬ СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ
МОНАСТЫРЬ СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ
Расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михайловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16—17 вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской (илл. на с. 10). Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте в честь нее монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой пришел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось - он прозрел. Образ сняли с дерева и произнесли соответствующие молитвы. Затем "нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..." Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако поставленное на откосе здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестовокупольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже — теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16—17 вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды ЛжеДмитрия, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на югозападе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон. 17 - нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В 1679—90 гг. возведены северные ворота с надвратнои церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. Заново построен в 1712-15 гг. и Успенский собор. Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 гг. на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, более обширного собора. Строительство, предпринятое по проекту известного архит. И.Ф. Мичурина уже на другом, ровном месте, было осуществлено в 1749-58 гг. мастером И. Битнером. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в.
Генплан: 1 - Успенский собор; 2 - церковь Антония и Феодосия; 3 - церковь Сретения; 4 - церковь Спаса Преображения; 5 - колокольня; 6 - ограда; 7 - монастырские подвалы; 8 - домик Петра; 9 - поздние постройки.
Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса. Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. по проекту, разработанному институтом "Спецпроектреставрация", ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия. Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включает ряд интереснейших построек.
Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен. Начавшиеся реставрационные работы призваны восстановить находящиеся в руинах главные здания ансамбля - собор, трапезную с церковью Антония и Феодосия и колокольню. Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмигранными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте ансамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям — продольной и поперечной. Против северных ворот и одновременно на поперечной, общей с собором оси находилась церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой - древнейший из сохранявшихся до кон. 1920-х гг. памятников ансамбля. За ней, ближе к собору, возле его юго-восточного угла, располагалась шатровая колокольня - важная вертикаль в силуэте монастыря. Остальные невысокие здания (кельи, хозяйственные постройки и др.) размещались преимущественно в южной и северо-западной частях территории, между воротами, как бы образуя нейтральный фон для основных сооружений ансамбля. Значение монастыря во многом определялось знаменитой Свенской ярмаркой, известной с 1-й пол. 17 в. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 г. - с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду, железные изделия. С Макарьевской ярмарки сюда поступали волжская рыба и сибирская пушнина. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Существовали кружевные, холщовые, крашенинные, москательные, серебряные торговые ряды. В "греческом" ряду лавки занимали приезжие греки, украинцы, литовцы, поляки, молдаване, сербы. У западных ворот торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. В 18 в. на ярмарке были скотопригонный и конный дворы, трактиры, харчевни, бани. Взвешивание товаров производилось, видимо, на монастырских весах. Привозимые на ярмарку спиртные напитки (водка и виноградные вина) хранились в обширных погребах, остатки которых имеются на территории монастыря. В 19 в. основным товаром на ярмарке были пенька, пряжа и конопляное масло. Здесь закупалось до трети всей пеньки, вывозимой из России за границу. С 1830-х гг. сумма торговых сделок составляла ок. 2 млн. рублей, в 1860-х гг. - до 3 млн. рублей Ярмарка перестала функционировать в годы первой мировой войны.
Колокольня.
Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания. Высокий четырехъярусный столп колокольни представлял оригинальное сочетание мощного десятигранника в нижней первоначальной части, и более легкого суженного восьмерика в надстроенной верхней, звон которой был увенчан шатром со слухами и маленькой главкой на восьмигранной шее. Два яруса нижней части прежде были завершены звоном с часами и пирамидой кокошников с главкой.Нижние ярусы глухие, с лопатками на углах и скромными завершающими тягами, что характерно для 16 в.; верхние более нарядны и украшены типичными для 17 в. широкими пилястрами по краям граней и карнизами; звон имел пилястры на устоях широких арок с архивольтами и ширинки на парапетах. Небольшой арочный проем в прямоугольной нише с востока вел внутрь колокольни; с противоположной стороны был устроен арочный вход на внутристенную лестницу к звону, освещенную узкими (иногда в нишках) оконцами в отдельных гранях. Ярусы колокольни были перекрыты сводами.
Ограда.
Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в 1976-87 гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров). Прясла стен с выделенным снаружи цоколем украшены лопатками и поясом-валиком, подчеркивающим верхний ярус с бойницами. Их узкие отверстия типа амбразур находятся на расстоянии 80-90 см друг от друга. С внутренней стороны стен сделаны крупные арочные ниши с широкими лопатками между ними, служившими опорой боевому ходу. Стены между северными воротами и фланкирующими их башнями снаружи прежде были оштукатурены и расписаны. По углам ограды возвышаются шесть восьмигранных башен высотой от 8 до 12 м, завершенных гранеными железными кровлями и главками с флюгерами. Архитектура башен более нарядна: их углы обработаны лопатками, нижняя часть имеет профилированный цоколь, а верхняя - широкий карниз. Грани вверху прорезаны арочными окнами, а под ними на ряде башен помещены уступчатые ниши с остроугольными или лучковыми завершениями, явно заимствованные из архитектуры украинского барокко. Внутри башни перекрыты восьмилотковыми сводами.
Собор Успенский
Возведенное в 1749-58 гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина (см. также илл. на с. 25). Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями. В собор вели три портала с железными коваными двустворчатыми дверьми, пожертвованными в первоначальный храм князем И.Ф. Мстиславским еще в 1565 г. Они были богато декорированы ажурными накладками из просечного железа со стилизованными изображениями птиц и растительными узорами. Эти великолепные двери, две из которых сохранились полностью (одна из пар - фрагментарно), находятся в московском музее-заповеднике "Коломенское". Эффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас "малороссийской работы" в стиле пышного украинского барокко, перенесенный из прежнего соборного храма нач. 18 в. (выполнен резчиками Черниговской губ. Я. Подлеским и О. Богдановым. Украшенный обильной позолоченной резьбой, витыми колоннами с виноградной лозой и карнизом с раскреповками, он имел шесть ярусов с обрамлениями икон различной формы и завершался гребнями с фигурами и картушами. Среди икон находилась известная "Богоматерь Печерская (Свенская)" 1288 г. Общему великолепию декора отвечали резное игуменское место (в музее-заповеднике "Коломенское" хранится его столбик) и деревянный рельефный фриз хор с библейским сюжетом "Иона с китом". Поздние росписи стен масляными красками выполнены в 1860-62 гг.
Церковь Антония и Феодосия Печерских
Наиболее древний из сохранившихся монастырских памятников. Представлял собой характерную для 16 в. монастырскую постройку - небольшой бесстолпный и одноглавый храм на подклете с примыкающей к нему обширной одностолпной трапезной палатой. Сооружен из кирпича на бутовом фундаменте ив 19 в. оштукатурен. Рухнувшая в 1677 г. церковь была восстановлена в 1681 г. В 1806-07 гг. сделаны пристройки к трапезной и расширены ее оконные проемы; в 1817 г. тесовая кровля заменена железной; в 1832 г. прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. К настоящему времени от здания остались подклет и часть стен. Проведена консервация сохранившихся фрагментов (архит. Н.А. Максименко и Г.П. Степаненко). Асимметричная композиция храма традиционна для сооружений подобного типа. Небольшой двусветный четверик с низкой полукруглой апсидой, завершенный рядом кокошников и небольшой главой на цилиндрической шее, слегка возвышался над массивным и широким прямоугольным объемом примыкавшей к нему трапезной палаты. С южной стороны располагалось крыльцо 17 в., переделанное позднее в палатку-придел, а с северной - ризница и новая паперть 19 в. Несмотря на значительные изменения, строгое и скупое убранство фасадов сохраняло элементы первоначального декора (лопатки на углах, простые карнизные тяги и пр.). В подклете располагались погреба и прочие хозяйственные службы, связанные с трапезной. Все они перекрыты коробовыми сводами, за исключением обширной хлебни с мощным квадратным столбом в центре, поддерживающим своды. Находясь прямо под бывшей трапезной и повторяя ее формы, она позволяет представить облик этого основного помещения здания.
Церковь Спаса Преображения.
Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в 1749—58 гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в 1978—88 гг. (архит. Л.П. Бестужева). Высокий прямоугольный в плане нижний ярус прорезан проездом ворот по продольной оси запад-восток. С внешней стороны ограды он окружен аркадой на фигурных столбах, а с внутренней, восточной к нему по бокам примыкают одномаршевые лестницы. Над первым ярусом возвышается крупный двусветный четверик храма, имеющий с трех сторон (кроме восточной) открытое гульбище с парапетом над аркадой. Над западной, квадратной частью четверика поставлен большой восьмерик с граненым куполом, увенчанным малым световым восьмериком под кровлей с пучиной и главкой на восьмигранной шейке. Восточная, алтарная часть четверика завершена над карнизом фигурными фронтонами украинского типа, украшенными картушами и лепниной. В декоре фасадов интересны тонкие и длинные пилястры на углах объемов, завершенных карнизами с раскреповками. Барочные рамочные наличники окон (более нарядные у четверика) с выступами на углах и тре угольными фронтонами со срезанной вершиной выполнены из белого камня. Особенно эффектны ведущие в храм с гульбища три белокаменных портала с колонками по бокам, поясом городков над проемом и полуциркульными фронтонами, украшенными рельефами в тимпанах. Внутри проезд ворот расчленен арками на три части, перекрытые поперечно ориентированными коробовыми сводами; у галереи крестовые своды. Сильно развитое в высоту помещение храма при переходе к восьмерику имеет тромпы в углах и завершено восьмилотковым сводом и граненым световым барабаном с сомкнутым сводом. Три проема ведут из храма в высокий прямоугольный алтарь с нишами в боковых стенах, перекрытый коробовым сводом с шелыгой по оси север-юг и трапециевидными лотками в торцах.
Церковь Сретения.
Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Сооружен из кирпича на бутовом фундаменте. В 1826 г. обгорел; в 1849 г. деревянная кровля заменена железной. В 1875 г. с запада вместо разобранной наружной паперти входа пристроена двухэтажная паперть. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко). Необычен нижний ярус здания - Святые ворота — с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную. Ворота занимают среднюю и восточную части этого яруса, а в западной находятся служебные помещения. Во втором ярусе прямоугольный объем церкви сильно вытянут в длину, заканчиваясь на востоке тремя слабо выраженными апсидами. Он несет три граненых световых объема разной формы и размера: крупный восьмерик над центром, меньший - над трапезной частью и небольшой шестерик над восточной, алтарной. Венчают это оригинальное сооружение вытянутые вверх аналогичные по форме барабанчики с главками. С запада к зданию примыкает пониженная двухъярусная паперть с внутренней лестницей. Если в композиции храма преобладает влияние украинского барокко, то нарядный декор его фасадов выполнен в подлинно "нарышкинском" стиле. Пилястры членят завершенные антаблементами стены на три части, разделяя также апсиды. Углы восьмериков и шестерика подчеркнуты полуколонками на кронштейнах, в завершении объемов карнизы с раскреповками. Окна заключены в наличники с полуколонками, фигурными и разорванными треугольными фронтонами, особенно пышными на главном восьмерике. В ходе реставрации восстановлен первоначальный красный цвет стен с выделенными побелкой деталями. Восточный проезд ворот перекрыт коробовым сводом, западный - двумя лотковыми, а проход - двумя крестовыми сводами между двух подпруж-ных арок. Такие же своды у двух помещений рядом с воротами, одно из них открыто арочным проемом внутрь монастыря. Помещения храма с трехступенчатыми тромпами и наклонными гранями при переходе к восьмерикам и шестерику завершены сомкнутыми лотковыми сводами со световыми барабанами. Подобная форма перекрытия придает вертикальное развитие каждой из частей интерьера храма.
Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:
Тип материала | Описание |
Подшивка (страница книги) | Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку». |
Бизнес-карточка | Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже. |
Простое объявление | Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев. |
Автомобильное объявление | Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца. |
Объявление-резюме | Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год. |
Объявление-вакансия | Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев. |
Обсуждение (тема форума) | Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей. |
Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.