Монастырь Свенский Успенский (п. Супонево)

Монастырь Свенский Успенский
(п. Супонево)

Свенский Успенский монастырь до разрушения.

Свенский Успенский монастырь расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михаиловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16-17 вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой прошел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось - он окончательно прозрел. Затем "нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..."

Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже - теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой.

Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия II, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон. 17 - нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В 1679-90 гг. возведены северные ворота с надвратной церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. В 1712-15 гг. Успенский собор был капитально отремантирован.

Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 гг. на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, обширного собора. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в.

Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса .

Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.

В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь.

Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен.

Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмиграными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте анамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям - продольной и поперечной. Против северных ворот и одновременно на поперечной, общей с собором оси находилась церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой - древнейший из сохранявшихся до кон. 1920-х гг. памятников ансамбля. За ней, ближе к собору, возле его юговосточного угла, располагалась шатровая колокольня - важная вертикаль в силуэте монастыря. Остальные невысокие здания (кельи, хозяйственные постройки и др.) размещались преимущественно в южной и северо-западной частях территории, между воротами, как бы образуя нейтральный фон для основных сооружений ансамбля.

Значение монастыря во многом определялось знаменитой Свенской ярмаркой, известной с 1-й пол. 17 в. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 г. - с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду, железные изделия. С Макарьевской ярмарки сюда поступали волжская рыба и сибирская пушнина. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Существовали кружевные, холщовые, крашенинные, москательные, серебряные торговые ряды. В "греческом" ряду лавки занимали приезжие греки, украинцы, литовцы, поляки, молдаване, сербы. У западных ворот торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. В 18 в. на ярмарке были скотопригонный и конный дворы, трактиры, харчевни, бани. Взвешивание товаров производилось, видимо, на монастырских весах. Привозимые на ярмарку спиртные напитки (водка и виноградные вина) хранились в обширных погребах, остатки которых имеются на территории монастыря. В 19 в. основным товаром на ярмарке были пенька, пряжа и конопляное масло. Здесь закупалось до трети всей пеньки, вывозимой из России за границу. С 1830-х гг. сумма торговых сделок составляла ок. 2 млн. рублей, в 1860-х гг. - до 3 млн. рублей Ярмарка перестала функционировать в годы первой мировой войны.

Собор Успенский. Возведенное в 1749-58 гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями.

В собор вели три портала с железными коваными двустворчатыми дверьми, пожертвованными в первоначальный храм князем И.Ф. Мстиславским еще в1565 г. Они были богато декорированы ажурными накладками из просечного железа со стилизованными изображениями птиц и растительными узорами. Эти великолепные двери, две створки из которых сохранились полностью (одна из них - фрагментарно), находятся в московском музее-заповеднике "Коломенское", другая - в Брянском литературном музее.

Эффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас "малороссийской работы" в стиле пышного украинского барокко, частично перенесенный из прежнего соборного храма нач. 17 в. и дополненный резчиками из Стародуба и Остра, часть икон выполнил крепостной художник Киево-Печерской лавры Кирилл Холодов, содержавшийся за его "бунтовство" в цепях. Иконостас был одним из самых больших в России и его называли "восьмым чудом света".

Церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной. Наиболее древний из сохранившихся монастырских памятников. Представлял собой характерную для 16 в. монастырскую постройку - небольшой бесстолпный и одноглавый храм на подклете с примыкающей к нему обширной одностолпной трапезной палатой.

Асимметричная композиция храма традиционна для сооружений подобного типа.

Церковь Сретения. Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко).

Необычен нижний ярус здания - Святые ворота с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную.

Церковь Спаса Преображения. Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в 1749-58 гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в 1978-88 гг. (архит. Л.П. Бестужева).


Колокольня. Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания.

Ограда. Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в 1976-87 гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров).

Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - нач. XVIII в.: Опыт ист.- худож. Классификации. - М., 1963. - Т. 1. - С. 76-77.
Арсеньев В. Вкладная книга Брянского Свенского монастыря. - [Б.м.и.], 1911. - 43 с.
Белоконский И.П. Домик Петра Великого в Брянском уезде//Русские ведомости. - 1895. - №35. - С. 2.
Брянский Свенский монастырь. 1288 - 1888. - 2-е изд. - Брянск, 1888. - 20 с.
Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С 6-8.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908. - С. 630-633.
Евсеев И.Е. Описание рукописей, хранящихся в Орловских древлехранилищах// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. В 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 2. - 1906.- С. 2.
Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. - В 3 вып. - СПб., 1890-1897. - Вып. 1. - 1890. - С. 222-223.
Знаменский М.С. Свенский монастырь. - Пг., 1915.
Знаменский М.С. Свенский монастырь//Старые годы. - 1915. - Июль-авг.
Иерофей. Брянский Свенский Успенский Монастырь Орловской Епархии / Сочинение того же Монастыря Настоятеля Архимандрита Иерофея. В пользу Свенского Монастыря. - 2-е изд. - Орел: Типо-Литография М. П. Гаврилова, 1895. - 238 с.
История русского искусства. В 13 т./Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. - М., 1960. - Т. 5. - С. 170-172.
Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - С. 56-93.
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. - Спб., 1878. - Т. 3. - С. 340.
Полозов В., Скидан В. Брянск 1000-летний. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1985. - С. 26-28.
Русанов Р., Соколов Я. Памятники земли брянской. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1985. - С. 116-118.
Русская архитектура первой половины XVIII в.: Исследования и материалы/Под. Ред. И.Э. Грабаря. - М., 1954. - С. 267-272.
Свенский монастырь/Сост. В.В. Крашенниников. - Брянск: Придесенье, 1995. - 40 с.: ил.
Свенский монастырь/Сост. В. Скидан. - Брянск: ТПО "Автограф", 1991. - 30 с.: ил.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 168-177.
Скидан В. Свенская ярмарка. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1987. - 47 с.
Холмогоров Г. Материалы для истории церквей Орловской епархии. Брянская десятина// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 1. - 1905. - С. 343-344.
Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 25-29.
Чудотворная икона Свенской Божией Материв Свенском Брянского уезда монастыре и ее писатедь св. Алимпий//Орлов. Епархиал. Ведомости. - 1911. - №24.
Алексеев В. Строители Свенского собора//Брян. рабочий. - 10981. - 18 окт.
Алексеев В. Успенский собор//Брян. газ. - 1985. - 3 марта.
Астаповская А. "Постригает власы главы своея…"//Брян. время. - 1993. - Апр. (№15). - С. 9.
Беляев Ю. …И почернела вода в голубом озере//Щит и меч. - 2001. - 12 апр.
Боев М. Тайна монастырских сокровищ//Деснян. правда (Брян.). - 2002. - 25 сент.
Бурлакова М. 700-летняя история не закончена//Деснян. правда (Брян.). - 1989. - 1, 19, 22 авг.
Городков В. Возрождение красоты//Брян. рабочий. - 1983. - 15 мая.
Деханов В., Черникова О. Свенский некрополь//Брян. газ. - 1995. - Сент. (№38). - С. 10.
Долгина Л., Кузнецов А. Богу Богово//Мир и музеи. - 2000. - №3. - С. 81.
Дубова А. …И аз воздам//Брян. газ. - 1992. - Дек. (№52). - С. 2.
"Звучат колокола над руинами…"//Брян. рабочий. - 1997. - 24 апр.
Исайчиков Ф. Свенский монастырь//Бежица (Брян.). - 1997. - 27 нояб.
Карпов Д. Тайна свенских сокровищ//Брян. время. - 2002. - 24-30 янв.(№4). - С. 6.
Королев Е. Имен много - лик один//Брян. рабочий. - 1999. - 22 окт. - С. 12.
Криволапова Н. Возрождение Свенского монастыря//Брян. рабочий. - 1976. - 4 июля.
Любавина Т. Монашеский подвиг - удел избранных//ЭЖ-Рос. бизнесмен. - 1998. - Май (№21). - С. 15.
Мадонна//Брян. комсомолец. - 1988. - 10 янв.
Майстров П. Святыня земли Брянской//По горячим следам (Брян.). - 2002. - 28 авг. - 4 сент. (№35). - С. 6.
Митин К. Быть тебе многолюдным, храм красоты//Брян. рабочий. - 1969. - 20 марта.
Митин К. Кресло Петра I//Брян. рабочий. - 1969. - 19 июля.
Митраков А. Храм Божий//По горячим следам (Брян.). - 1998. - Февр. (№6). - С. 8.
Никодим, архимандрит. Свет лампады//Брян. рабочий. - 1992. - 13 нояб.
Никулина С. Икона, спасшая Брянск//Брян. рабочий. - 1998. - 3 окт.
Обязаны сберечь//Брян. комсомолец. - 1985. - 24 мая.
Поляков Г., Непомнящая В. "Казну стеречь днем и ночью…"//Брян. известия. - 1992. - 27 окт.
Помаривнев В. Иван Грозный и Свенский монастырь//Брян. газ. - 1996. - Авг. (№34). - С. 10.
Потупов Е. "Дух любви - он жив и вездесущь"//Брян. известия. - 1994. - 15 июня.
Савкин В. "Свенская": История уникального произведения искусства//Брян. рабочий. - 1976. - 11 июля.
Свенский монастырь: вот такие факты//Брян. комсомолец. - 1989. - 5 февр. (№6). - С. 5.
Слюнченко Ю. Многие лета "гражданам богоспасаемого Брянска"//Брян. рабочий. - 1996. - 14 авг.
Соловьева С. Монастрырские сюжеты "от Достоевского"// Брян. рабочий. - 1999. - 3 сент.
Топчилина Т. Хождение в монастырь//Брян. рабочий. - 1998. - 9 янв. - С. 1, 7.
Шкроб А. Свенский монастырь//Деснян. правда (Брян.). - 1984. - 13 дек.

Вы можете самостоятельно без регистрации публиковать на сайте материалы следующих типов:

Тип материала Описание
Подшивка (страница книги) Основной тип материалов сайта. Для размещения общественно-значимой (например, краеведческой информации), до 28.06.09 от же служил для размещения информации об организациях и фирмах. В настоящий момент эта возможность, сохранена, но сейчас это лучше делать через следующий тип материалов BRNk.ru — «Бизнес-карточку».
Бизнес-карточка Другой основной тип материалов сайта (с 28.06.09). Для размещения страницы об организации или фирме. Отдельные рекламные предложения лучше размещать через формы объявлений см. ниже.
Простое объявление Объявление неспециализированного типа. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 5 месяцев.
Автомобильное объявление Покупка/продажа автотранспорта. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 4 месяца.
Объявление-резюме Форма объявления для поиска работы. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 1 год.
Объявление-вакансия Форма объявления для поиска/набора сотрудников. Составная часть раздела «Доска объявлений». Срок жизни — 7 месяцев.
Обсуждение (тема форума) Ну и тема форума, раздел практически такой же, как и другие, просто логически более всего подходящий для обсуждений, дискуссий, конференций и прочих более или менее полемических затей.

Подробнее: как добавить информацию?
Все материалы публикуются сразу же после добавления (не проходя предмодерацию), однако в связи с кэшированием содержимого появляются в общем доступе спустя 1-3 часа после публикации.